Авторские права диджеев

Введение

При упоминании диджея в нашем представлении возникает образ человека с большими наушниками. А задумывались ли вы, почему так называют «управляющего пультом»? История термина берёт начало в 1935 году. Американский комментатор Уолтер Винчелл всего лишь упомянул радиоведущего Мартина Блока как диск-жокея. Блок тогда ставил в эфире виниловые пластинки. И в фантазии комментатора произошло слияние слов «disk» («пластинка») и «jockey» («оператор»), которые впоследствии стали известной нам аббревиатурой DJ.

Сейчас диджеи устраивают уже собственные концерты, в сетах могут участвовать группы диджеев с различными направлениями и стилями. Проводятся настоящие баттлы. Мог ли догадаться Уолтер Винчелл, что придуманное им словосочетание приобретет такую мировую популярность?

Какими правами обладает диджей?

Для того чтобы понять, какими правами обладает диджей, нужно определить какой результат интеллектуальной деятельности он создает. Итак, диджей (DJ) — лицо, которое лично воспроизводит через специальную техническую аппаратуру музыкальный контент.

При этом он не просто включает чужой трек, а перерабатывает его: изменяет ритм и темп с помощью микшерного пульта и регулировки скорости вращения пластинки. Он использует также звуковые спецэффекты, благодаря чему произведение преобразуется. Результат такой переработки называют компиляцией.

Таким образом, мы можем утверждать, что диджей — композитор, производящий собственный музыкальный контент. И, как любой «творец», он может защищать свои права.

Можно сказать, что права диджея «миксованные», как и его продукт. Потому что они образуют совокупность из авторских и смежных прав. Давайте разберем всё по полочкам.

Диджей берёт за основу песню другого автора и добавляет к ней свою аранжировку. Как мы уже знаем, авторское право охраняет объективную форму выражения произведения, определённый порядок. Когда диджей меняет последовательность звуков оригинальной песни, он получает авторское право на созданное произведение. Объективная форма этого произведения другая. Так гласит пункт 1 статьи 1260 Гражданского кодекса РФ. Но и здесь есть нюанс.

Диджей не может осуществить переработку без согласия автора, исполнителей и производителей фонограмм оригинального произведения.

Если диджей не владеет информацией о правообладателях, то ему следует проверить их наличие. Первичная проверка контента производится через популярные видео- и аудиохостинги, позволяющие распознать автора и исполнителя.

Игнорирование этого этапа может привести к неприятностям. Ремикс без соответствующих разрешений считается незаконным. Диджей в таком случае будет привлечён к ответственности.

Чтобы избежать этого, он должен заключить с правообладателями лицензионный договор с обязательным указанием права на переработку. Без него договор не имеет смысла.

Сама звуковая запись диджея является фонограммой, то есть объектом смежных прав. Диджей признаётся изготовителем фонограммы, взявшим на себя инициативу и ответственность за первое отображение новых звуков.

Следовательно, он обладает авторскими правами на уникальный порядок звуков и смежными — на их первую запись.

Авторские права

Как автор, диджей наделен личными неимущественными и имущественными правами.

Неимущественные права бессрочны, не отчуждаемы и не имеют ограничений. А самое главное — тесно связаны с личностью диджея, так как он внёс личный творческий вклад в произведение. 

К ним относятся:

— право авторства (признание диджея как автора ремикса);

— право на имя (использование ремикса под его именем либо псевдонимом);

— право на неприкосновенность произведения (защита от искажений).

Возможно, у вас возник вопрос: если произведение нельзя изменять и дополнять, то разве диджей не нарушает право на неприкосновенность оригинального произведения?

Ответ: нет. Есть принципиальная разница между правом на неприкосновенность и правом на переработку. Если первое охраняет авторский замысел, то в результате осуществления второго появляется новое произведение, уникальная последовательность звуков. Грубо говоря, авторский замысел уже другой.

Автор обладает и имущественным правом, которое называется в сфере интеллектуальной собственности исключительным.

Исключительное право выражает материальную, экономическую ценность произведения.

Диджей может:

  • использовать объект авторских прав по своему усмотрению;
  • распоряжаться объектом авторских прав;
  • запрещать и разрешать использование объекта авторских прав третьим лицам.

Это так называемое общее содержание исключительных прав на все объекты интеллектуальной собственности.

Видовое содержание, а именно способы использования произведения, содержится в статье 1270 Гражданского кодекса РФ:

  • воспроизведение, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения;
  • распространение;
  • публичный показ;
  • сообщение в эфир

и другие.

Диджей вправе не только самостоятельно использовать своё творение, но и выдавать лицензии на использование другим лицам.

Более того, диджей может «продать» исключительное право с полным объёмом прав. Это называется отчуждением и оформляется письменным договором.

Смежные права

Как изготовитель фонограммы диджей обладает следующими правами:

Неимущественные:

  • право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования;
  • право на защиту фонограммы от искажения при её использовании;
  • право на обнародование фонограммы, то есть на осуществление действия, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения.

Имущественные:

  • исключительное право на фонограмму.

Мы уже знаем общие правомочия исключительного права. Специальные, относящиеся только к фонограмме, регламентируются статьей 1324 Гражданского кодекса:

— публичное исполнение;

— доведение фонограммы до всеобщего сведения;

— прокат оригинала и экземпляров фонограммы

и другие.

Срок действия прав диджеев

Несмотря на то, что ремикс диджея — переработанное произведение, оно всё равно является самостоятельным объектом авторских прав. Из этого следует, что права диджея охраняются независимо от прав авторов первоначальных произведений.

Весь набор возможностей неслучайно делится на две группы. Как правило, личные права бессрочны. А срок действия имущественных прав уже ограничен.

Так, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с года, следующего за годом его смерти.

Исключительное право на фонограмму действует гораздо меньше. В течение пятидесяти лет, считая с года, следующего за годом осуществления записи. Заметьте, если фонограмма обнародована, то срок отсчитывается с года, следующего уже за годом, в котором она была обнародована.

Как ни странно, личные права изготовителя фонограммы охраняются только в течение всей его жизни.

Возникновение и регистрация прав диджея

Запомните главное правило: для возникновения и защиты авторских и смежных прав не требуется соблюдение каких-либо формальностей. То есть диджею достаточно лишь создать ремикс. Казалось бы, повод для радости, не нужно проходить через длительную процедуру государственной регистрации.

Однако это порождает более серьёзную проблему. Задумайтесь, как быстро чужой труд может быть присвоен и использоваться без согласия автора, особенно в интернете. Диджеи и другие авторы недополучают прибыль, при этом сайты, неправомерно использующие их творения, зарабатывают колоссальные суммы.

Известный диджей Дэвид Гетта был одним из тех, кто требовал ужесточить закон об авторских правах. Совместно с Полом Маккартни, Энни Ленокс, Пласидо Доминго он выступал в пользу Директивы об авторских правах. Она должна была защитить правообладателей в цифровую эпоху. Каким образом? Обязывая онлайн-платформы проверять весь этот контент на соблюдение авторских прав.

К сожалению, в ходе голосования в штаб-квартире Европарламента большинство высказалось против.

В связи с этим возникает вопрос: как диджею обезопасить свой продукт?

Он может заключить договор об охране авторских и смежных прав с профессиональной организацией по защите авторских прав, которая, в свою очередь, будет отслеживать случаи нарушений и в судебном порядке требовать запрета трансляций или выпуска несанкционированных экземпляров. 

Как подтвердить права?

Действует презумпция авторства: лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором.

Аналогично, изготовителем фонограммы считается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы или упаковке.

Дополнительно диджей может обратиться к негосударственным организациям, занимающимся депонированием. Депонирование — это передача копии произведения и фонограммы на хранение в ячейку специальной организации.

Для этого диджей подает:

Заявку с пакетом документов, в частности:

  • документы, подтверждающие личность диджея;
  • ремикс на электронном носителе в цифровом виде;
  • документ об оплате услуги;
  • разрешения правообладателей оригинального произведения (лицензионный договор).

После проверки музыкального контента и при отсутствии нарушений авторских прав иных авторов музыкального произведения права диджея вносятся в реестр.

В результате диджей получает Свидетельство об авторском праве, в котором указывается объект, его характеристики и другие данные.

В частности, регистрацией прав диджеев занимается Российское авторское общество КОПИРУС, а также «Российское авторское общество» (РАО) или Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности (ВОИС).

Преимущества депонирования прав диджея

  • Сообщать ремикс в эфир, не опасаясь претензий других авторов.
  • Оспаривать права тех, кто нарушает права диджея.

Заключение

Создание ремикса диджеем — творческий труд, требующий не только таланта и профессионализма, но и знаний закона.

Мы выяснили, что от соблюдения прав авторов, исполнителей первоначального произведения напрямую зависит правомерность продуктов диджея. Соблюдение формальностей в виде лицензионных договоров обеспечивает законное получение коммерческой выгоды.

Такое распространённое явление, как пиратство в сети значительно нарушает права диджея. Но при помощи надлежащего оформления и сотрудничества со специальными организациями можно обезопасить объект от незаконного копирования.

One Comment

  1. Mark

    Thanks for your blog, nice to read. Do not stop.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

контакты

Свяжитесь с нами

Мы свяжемся с вами в течение 30 минут