В это статье мы коснемся очень важного для любого предпринимателя объекта интеллектуальной собственности – Товарного знака.
Поговорим о том, что такое товарный знак, как его получить и для чего он нужен.
Товарный знак – это средство индивидуализации предпринимателя. Фактически – это бренд, который позволяет клиенту выделить товары или услуги одного предприятия среди других аналогичных товаров или услуг.
Каждый потребитель, выбирая тот или иной товар, или услугу всегда смотрит на этикетку или вывеску. Даже самый простой йогурт может быть не одинаково полезным, как мы помним из известной рекламы. А значит каждый выбор клиента – это результат конкурентной борьбы различных идей, смыслов и других маркетинговых тонкостей. Каждому предпринимателю хочется, чтобы именно его товар или услугу выбрал потребитель и именно для этих целей служит товарный знак. Юридически он несет различительную функцию.
Он формирует красочную картинку в голове клиента, рассказывает о преимуществе продукции, вызывает доверие к производителю. Именно товарный знак в итоге влияет на этот выбор, и поэтому многие предприниматели вкладывают большие деньги в развитие бренда. Конечно, никому не хотелось бы вложить много сил и средств в свой бренд им затем увидеть на полках товары конкурентов, похожих на его собственные. В этом случае товарный знак уже несет охранительную функцию, позволяет пресекать недобросовестные действия по копированию бренда.
Так что же нужно сделать для того, чтобы заполучить Товарный знак? Давайте разбираться.
Для того чтобы получить свидетельство на товарный знак – необходимо пройти процедуру государственной регистрации. Без такой регистрации прав на товарный знак вы не получите. Клиенты часто задают вопрос – а могу ли я использовать свой бренд до даты регистрации товарного знака?
Конечно можете, более того в законе есть еще отдельные виды средств индивидуализации, такие как фирменное наименование и коммерческое обозначение (о которых мы поговорим в другой статье), но без регистрации вы не сможете получить преимущества обладания товарным знаком, а они довольно значительные. Именно поэтому я вкратце расскажу, как можно пройти эту процедуру и получить заветное свидетельство.
Для начала необходимо определиться – что же мы будем регистрировать? Товарные знаки существуют различных видов, вот основные из них:
- Словесный товарный знак. Это самый распространенный вид товарного знака, получив права на который вы сможете использовать это слово в любой цветовой композиции, любым шрифтом и в любом сочетании с элементами графики. Желательно добиваться регистрации именного этого вида товарного знака
- Изобразительный товарный знак. Здесь мы регистрируем только изобразительный элемент без слов. В этом случае охраняться будет только то изображение, которое мы подали на регистрацию, включая заявленную цветовую композицию, шрифты и прочее. Поменять изображение после подачи заявки уже не получится.
- Комбинированный товарный знак. Это комбинация изобразительного и словесного элементов. Необходимо обратить внимание, что охрану мы получаем именно на то изображение товарного знака, которое заявили и в дальнейшем, если провели ребрендинг (поменяли цвета, расположение словесной части и т.п.), то необходимо подавать уже новое обозначение.
Конечно это не исчерпывающий перечень видов товарных знаков, ведь бывают также звуковые товарные знаки (мелодия нокиа), обонятельный (запах духов Шанель № 5), цветовой (розовый цвет для отбеливателя Ваниш), объемный (бутылка кока-колы) и другие.
Далее – определившись с видом товарного знака, необходимо указать в отношении каких товаров и услуг будет осуществляться регистрация. Правовая охрана товарному знаку предоставляется в отношении конкретного перечня товаров и услуг, которые необходимо проклассифицировать в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг. Всего существует 45 классов, 34 класса по видам товаров, и 11 классов по видам услуг.
После этого вы фактически сформируете объем правовой охраны товарного знака.
Следующий этап – это проведение проверки оригинальности Вашего товарного знака и анализ обозначения на предмет соответствия условиям для регистрации. Эти условия содержаться в ст. 1483 ГК РФ. Поговорим о некоторых из них.
Самое важное условие – это наличие различительной способности товарного знака. Что это значит на практике?
На практике это означает, что товарный знак должен соответствовать следующим формальным критериям:
- Он не должен быть всеобще употребим для обозначения товаров определенного вида (Печальная история товарного знака Xerox, которым стали называться все копировальные аппараты)
- Товарным знаком не может быть общепринятый символ или термин (например ГОСТ)
- Товарный знак не должен состоять из элементов, характеризующих товары/услуги, в отношении которых испрашивается охрана (например, кофейня, бистро и т.п.)
- Товарный знак не может представлять собой форму товара, обусловленную функциональным назначением изделия (например, форма бутылки)
Далее товарный знак не должен вводить потребителя в заблуждение или противоречить принципам гуманности и морали.
Здесь идет речь прежде всего о том, что сам товарный знак не должен обманывать потребителя, например нельзя зарегистрировать Вологодскую сгущенку, если у вас нет производства сгущенки в Вологде. Противоречие гуманности и морали обычно заключается в регистрации товарного знака, носящего оскорбительный или жаргонный характер. (Например, случай из моей практики регистрация водки Бухало).
Самым важным условием является также и отсутствие похожих зарегистрированных знаков, для целей избежание смешения таких знаков в глазах потребителя (например Телепузики и Телепупсики).
Конечно это далеко не исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации, но в первую очередь необходимо провести чек- ап именно по этому списку. Если все ок – можно приступать к процедуре регистрации.
Для начала необходимо сформировать заявку согласно правилам, указанным в регламенте Роспатента (орган, который осуществляет регистрацию). Далее уже определиться со способом подачи, их всего два – электронный способ подачи (Госуслуги или АРМ регистратор) и бумажный (Окно заявок в Роспатент).
Далее начинается процедура рассмотрения заявки. По регламенту такая процедура составляет 18 месяцев и 2 недели, но этот срок может быть увеличен, в случае если экспертиза направит запросы или уведомления, на которые придется отвечать. В среднем процедура регистрации товарного знака занимает от 6 месяцев до года, при условии, что товарный знак отвечает всем требованиям и нет проблем с заявочной документацией.
После формирования заявочной документации необходимо оплатить ряд пошлин:
- Пошлина за проведение формальной экспертизы (3500)
- Пошлина за проведение экспертизы заявленного обозначения (11500)
- Пошлина за регистрацию товарного знака (16000)
- Пошлина за выдачу бумажного свидетельства (2000).
Первые две пошлины оплачиваются при подаче заявки, две последние уже по результатам ее рассмотрения. Размер пошлин зависит от количества классов МКТУ, которые вы заявляете, при этом при электронной подаче можно сократить размер пошлин на 30%.
После того как заявка в Роспатент сдана – вы ожидаете решения. Решения может быть два – регистрация товарного знака или отказ в такой регистрации. При этом перед тем как Вам отказать Роспатент обязан направить Вам уведомление, в котором он изложит причины отказа в регистрации и у Вас будет 6 месяцев для того, чтобы переубедить Роспатент и предоставить доказательства своей правоты.
После получения решения о регистрации Вам выдадут свидетельство, при этом знак будет охраняться с даты подачи заявки (т.е. приоритета).
Надеемся статья была вам полезна. Успехов в регистрации ваших товарных знаков!
Подскажите, а Вы можете провести под ключ услугу. Интересно проводите ли Вы проверку на наличие различительной способности товарного знака, чтоб потом не было отказа в регистрации или споров об оригинальности и различимости?
Артем, добрый день! Конечно, мы можем провести. Подробную информацию отправили вам на почту.
Спасибо! Именно это и искал, начинаем работать с Вами!