Большинство людей, посещая концерты, тоже мечтают ощутить себя «звездой» сцены. Современные технологии дают эту возможность. Благодаря системе караоке даже непрофессионал может заполучить «минуту славы». И не одну.
Караоке не только стало частью нашей повседневности, но превратилось в нечто большее.
Например, в нашей стране проводится международный форум — Кубок Содружества по караоке. Мероприятие, в котором могут участвовать любители петь под караоке из России, стран СНГ, БРИКС, и других.
Караоке изобретено в Японии в конце 1970-х и переводится как «пустой оркестр». Суть его работы такова: под мелодию без вокала («минусовка») на экран выводится текст. Титры могут менять свой цвет в зависимости от исполненного фрагмента песни. Более того, есть функции изменения темпа и тональности мелодии, проведения соревнований, выставления оценок за пение.
Значит, караоке – это…
Сложный объект, а именно мультимедийный продукт, состоящий из аудиовизуальной программы и программного обеспечения. Предназначен для музыкального аккомпанемента публичного исполнения пользователями вокальных партий музыкальный произведений, сопровождаемых звуком, видеорядом, слайдами, иными изображениями и субтитрами песен.
К сожалению, в законодательстве РФ нет определения мультимедийного продукта.
Несмотря на это, к караоке, как к сложному объекту, применяются правила статьи 1240 Гражданского кодекса. А его создатель именуется как лицо, организовавшее его создание (продюсер).
Что в первую очередь должен предусмотреть создатель? Приобретение прав использования результатов интеллектуальной деятельности, специально созданных или создаваемых для включения в караоке. Иными словами, обратиться к автору оригинального произведения и заключить лицензионный договор или договор об отчуждении прав.
Как правило, защитой авторских прав занимаются представители авторов или компании-правообладатели, которым поручена такая функция. А поручена она Всероссийским и Всемирным сообществам по защите авторских прав.
Организации, получившие право управлять правами авторов произведений на территории РФ, являются РАО и ВОИС.
РАО — Российское авторское общество (г. Москва), созданное в 1993 году, имеющее множество территориальных представителей по регионам страны. Членами организации являются более 26 тысяч человек.
РАО владеет реестром зарегистрированных пользователей, которые обладают исключительными правами на музыкальные произведения и правами пользования на музыку в соответствии с договором. При этом РАО не управляет правами авторов, если срок охраны прав истек вследствие окончания договора с ними.
ВОИС — Всемирная организация интеллектуальной собственности, действующая на основании Конвенции (генеральный директор Гарен Танг, г. Женева), финансируемая ООН и учреждённая в 1967 году, членами которой являются 193 государства, в том числе Россия.
Данные организации имеют соответствующую аккредитацию и выступают в защиту авторов музыкальных композиций и фонограмм в судах без доверенности. Могут потребовать не только запрета использования караоке-файлов, но и выплаты штрафа.
Перечень произведений, которые охраняются этими организациями, установлен их внутренними документами.
Если произведение не содержится в перечне, то вознаграждение может быть уплачено непосредственно автору.
Итак, какие способы использования должен получить создатель сложного объекта по лицензионному договору?
- Воспроизведение произведений в составе караоке-файлов в пределах тиража.
- Синхронизация (воспроизведение) произведений с фоновым видео, слайдами и иными изображениями в составе караоке-файла.
- Субтитрирование текста произведений.
- Распространение произведений посредством караоке-системы в пределах тиража.
- Импорт произведений посредством караоке-системы в пределах тиража.
- Публичное исполнение произведений, то есть воспроизведение в публичном месте, имеющим открытый доступ. Не считается публичным исполнением использование караоке в кругу семьи или в узком ограниченном коллективе, куда не может прийти любое лицо.
- Переработка произведений с помощью технических средств.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Если проигнорировать права авторов оригинальных песен, то будут негативные последствия.
За нарушение их исключительных прав создатель караоке-файлов должен выплатить компенсацию. Статья 1301 Гражданского кодекса предусматривает выплату компенсации:
1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;
3) в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.
Приведем пример: «РДС РЕКОРДС» обратилось в арбитражный суд с иском к Индивидуальному предпринимателю Меркуленко И.А. о взыскании компенсации за нарушение смежных прав на фонограмму. Произведение — «Гипнозы», исполнитель — Мальбэк ft Сюзанна.
ИП Меркуленко И.А. в свою защиту утверждал: караоке-файл является переработкой исходного песни, следовательно, производным произведением. «РДС РЕКОРДС» не имеет никакого отношения к новому файлу.
Отчасти, он прав. Но для переработки необходимо было получить согласие «РДС РЕКОРДС», что ИП Меркуленко И.А. не сделал. Поэтому он сам нелегально создал караоке-файл.
За данное нарушение Суд решил взыскать компенсацию в двукратном размере стоимости права использования фонограммы. Если вознаграждение за песню Мальбэка и Сюзанны составляло 57 000 рублей, то компенсация — 114 000 рублей.
ЧЬЕ ИМЯ УКАЗЫВАЕТСЯ НА КАРАОКЕ-ФАЙЛЕ?
Безусловно, при использовании результатов интеллектуальной деятельности в составе караоке за авторами сохраняются личные права: право авторства и другие.
Возникает вопрос: чье имя будет указываться на караоке-файле?
Ответ получим, проанализировав ещё одно судебное дело.
ООО «МЕЛОДИ» обратилось в Арбитражный суд с иском к ООО «ИнтеллектМюзик». Суть требования: обязать ответчика не указывать себя в качестве обладателя исключительных авторских прав на караоке-файл «Na_more_leto».
ООО «МЕЛОДИ» обладатель исключительных прав на песню «На море лето».
По лицензионному договору он передал её ООО «ИнтеллектМюзик» (Лицензиату) для включения в состав сложного объекта.
Истец считает, что именно он обладатель прав на сформированный караоке-файл. И был неправ:
Во-первых, изготовитель при любом использовании сложного объекта вправе указывать своё имя или наименование. Во-вторых, изготовитель приобретает авторские права на караоке-файл (дело № А40-43542/16).
Из этого следуют выводы:
- На караоке-файле указывается имя самого создателя.
- Караоке-файлы являются самостоятельным объектом авторских прав, так как в результате переработки получается новое произведение.
- Исключительное право не принадлежит лицу, чье оригинальное произведение было в основе.
РЕГИСТРАЦИЯ
По общему правилу, для возникновения авторских прав на караоке-файлы не требуется соблюдение формальностей.
Однако караоке как сложный объект состоит из программы для ЭВМ и программного обеспечения. Разработчик такой программы может по своему желанию зарегистрировать её в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. А именно в Роспатенте.
Что для этого нужно сделать? Подать заявку с пакетом документов.
Роспатент проверяет её на соответствие требованиям. При положительном результате проверки программа вносится в Реестр программ для ЭВМ. А заявитель получает свидетельство о государственной регистрации.
Интересно, что караоке-программа будет охраняться как литературное произведение. Почему? Потому что программа — это код, определённый текст.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Наша компания выигрывает споры, возникающие между субъектами предпринимательской деятельности и обладателями прав на караоке. В частности, об этом свидетельствуют решения судов: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда по делу № 09АП-15724/2020–ГК от 24.07.2020, Решение Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-290485/18-15-2215 от 30.05.2019.
Была еще практика судов по караоке-файлам?
Владимир, добрый день!Да, практика судов на караоке имеется. Наше дело не единственное