Мадридская система регистрации товарных знаков: особенности процедуры и сроки

Мадридская система регистрации товарного знака. Преимущества и недостатки, размер пошлин и стоимость

Мадридская система регистрации товарных знаков — это международная система правовой защиты обозначений, которая позволяет заявителям получить охрану на свой бренд в нескольких странах посредством подачи единой заявки в Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Это один из наиболее востребованных способов регистрации торговых марок за рубежом на сегодня.

Основание для данной системы было положено Мадридским соглашением о международной регистрации товарных знаков, подписанным в 1891 году, и она была расширена в 1989 году с принятием Протокола к этому соглашению. Данная система способствовала регистрации свыше 1,7 миллиона товарных знаков. Самый долгоживущий из зарегистрированных товарных знаков, датируемый 1893 годом и до сих пор находящийся в использовании, является собственностью швейцарской часовой компании Лонжин.

Мадридская система насчитывает 130 стран-участниц. Вот некоторые из них: Соединенные Штаты Америки, Китайская Народная Республика, Япония, Российская Федерация, Великобритания, Индия, Бразилия, Канада и другие. С актуальным и полным списком стран можно ознакомиться здесь.

Основные преимущества мадридской системы

Перечислим основные преимущества данной системы:

  • достаточно упрощённый процесс подачи документов;
  • возможность расширения территории действия международного знака;
  • нет необходимости нанимать патентных поверенных;
  • стоимость регистрации оказывается более выгодной (исключается стоимость услуг патентных поверенных).

Недостатки

Мадридская система регистрации товарных знаков представляет собой удобный и экономически выгодный механизм для брендов, стремящихся расширить своё присутствие на международном рынке.

Однако, несмотря на очевидные преимущества, такие как централизованная подача заявки и возможность охвата множества стран с помощью одного документа, система не лишена определенных недостатков. Важно понимать эти ограничения, чтобы избежать потенциальных рисков и неожиданностей в процессе регистрации и использования товарного знака в различных юрисдикциях. В данном разделе мы рассмотрим ключевые недостатки.

  • наличие базовой регистрации;
  • срок регистрации (18 месяцев) для некоторых стран является недостаточным.
  • условие пятилетней зависимости мадридской заявки от базовой.
Консультация с патентным поверенным

Оставьте заявку и наш специалист свяжется с Вами!

Этапы регистрации товарного знака по Мадридской системе

Данный процесс международной регистрации состоит из нескольких этапов:

  1. Главным условием является наличие поданной российской заявки, или наличие уже зарегистрированного товарного знака. Чтобы инициировать процесс на международном уровне, товарный знак должен быть предварительно зарегистрирован или подан на регистрацию в стране, откуда он происходит.

  2. Затем следует обращение в Роспатент с международной заявкой, составленной на английском или французском языках, где указываются страны, в которых заявитель стремится защитить свой бренд.

  3. Отправка заявки Роспатентом (спустя 1-1,5 месяца с даты подачи международной заявки) в ВОИС.

  4. Формальная экспертиза. После ВОИС проводит формальную проверку документов на соответствие нормативам. В случае положительного результата, обозначение регистрируется в международном реестре и анонсируется в специализированном международном бюллетене.

  5. Далее Международное бюро высылает свидетельство о международной регистрации владельцу товарного знака.

  6. После публикации информации о регистрации в международном реестре каждый национальный орган стран, в которых была заявлена защита, проводит свою проверку в соответствии с местным законодательством, включая анализ на сходство с уже зарегистрированными знаками и поданными заявками.

  7.  Национальные органы принимают решение о предоставлении защиты товарному знаку в своей юрисдикции, обычно это происходит в течение 18 месяцев.

  8. Уведомление о предоставлении защиты или об отказе. Если национальный орган не возражает против регистрации, он уведомляет ВОИС, которая, в свою очередь, уведомляет заявителя о принятом решении.

  9. ВОИС после проведения формальной экспертизы издает свидетельство, а подтверждением получения охраны в заявленных странах являются решения/уведомления о предоставлении охраны. Впрочем, ряд стран, таких как США, Япония, Республика Корея, кроме международного свидетельства, выдают свои охранные документы.

Мадридская система предоставляет значительные преимущества для владельцев торговых марок, включая более простую процедуру оформления и возможность экономии средств при получении защиты своих брендов в разных странах. Однако важно осознавать, что решение о том, будет обозначение защищено или нет, всё ещё остается за национальными органами, которые рассматривают каждый случай индивидуально.

Особенности процедуры и сроки

Обычно в ходе регистрационного процесса патентный поверенный взаимодействует со специалистами ВОИС. Однако саму заявку направляют непосредственно в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, более известную как Роспатент.

Информация, представленная в международном заявлении и в национальной регистрации или заявке, должна быть идентичной. Для подачи используется специальный бланк заявления MM2, доступный по ссылке на сайте Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).

После подачи Российское патентное ведомство (Роспатент) проводит первичную проверку документации на предмет соответствия установленным нормам — этот этап занимает от одного до двух месяцев. По завершении проверки Роспатент отправляет документы в Международное бюро ВОИС.

ВОИС проводит формальную экспертизу, регистрирует знак в Международном реестре и направляет правообладателю свидетельство о международной регистрации. Далее ВОИС направляет заявку во все ведомства стран, заявленных на регистрацию товарного знака.

В течение последующих 18 месяцев национальные органы анализируют заявку согласно своему внутреннему законодательству. Если какая-либо из этих организаций решает полностью или частично отказать в предоставлении охраны зарегистрированному знаку, это не повлияет на решения, принятые другими ведомствами. Заявителю предоставляется право оспорить решение.

Международная регистрация зависит от базовой в течение 5 лет. Если за это время базовый знак прекращает действие, международная регистрация также аннулируется.

Данная регистрация действительна в течение 10 лет и может быть продлена на последующие 10-летние периоды.

Обратите внимание, что процедуры и сроки могут меняться, поэтому для получения актуальной информации рекомендуется обращаться непосредственно в ВОИС или к компетентному патентному поверенному.

Пошлины

Пошлина Роспатента — 4900 рублей за указание до 3-х классов МКТУ. За каждый следующий класс свыше трёх размер пошлины увеличивается на 400 рублей.

Размер пошлины ВОИС зависит от цветового исполнения обозначения, количества заявляемых классов, количества и перечня стран.

Так, базовая пошлина для черно-белого знака — 653 швейцарских франка, цветного — 903 швейцарских франка.

Дополнительная пошлина ВОИС предусмотрена при указании свыше 3-х классов МКТУ (по 100 швейцарских франков за один класс).

Кроме того, предусмотрена оплата добавочной пошлины в размере 100 швейцарских франков за указание каждой страны. Некоторые страны – участницы Мадридского Союза установили свои индивидуальные пошлины.

Для расчета размера пошлины МБ ВОИС можно воспользоваться калькулятором пошлин Мадридской системы.

Расчет пошлин на примере

Рассмотрим, из чего складывается пошлина Международного Бюро ВОИС на примере.

Необходимо зарегистрировать цветной товарный знак в отношении 4 классов МКТУ на территории Великобритании, Казахстана и Японии.

Базовая пошлина для цветного обозначения составляет 903 швейцарских франка.

Дополнительная по отношению к базовой пошлина за количество классов свыше трёх — 100 швейцарских франков.

Добавочная пошлина за указание Казахстана (страны, в отношении которой не уплачивается индивидуальная пошлина) — 100 швейцарских франков.

Индивидуальная пошлина Японии — 1016 швейцарских франков.

Индивидуальная пошлина Соединенного Королевства — 370 швейцарских франков.

Итого: 2489 швейцарских франков.

Кроме того, при регистрации товарного знака в Японии при положительном решении экспертизы уплачивается вторая часть индивидуальной пошлины Японии. В нашем случае она составит 892 швейцарских франка.

 

Пример подсчета пошлин при международной регистрации товарного знака ВОИС
Расчет пошлин с помощью калькулятора на сайте ВОИС
Пример расчета пошлины при международной регистрации товарного знака
Вторая часть индивидуальной пошлины Японии

Свидетельство о международной регистрации товарного знака: полный разбор

Рассмотрим на примере, как выглядит и что представляет собой свидетельство о международной регистрации товарного знака.

Документ выполнен на нескольких листах. Первый, титульный лист, содержит дату публикации сведений о товарном знаке в Бюллетене товарных знаков Международного Бюро ВОИС (1) и номер Бюллетеня (2). Кроме того, на титульном листе отображены сведения о знаке и номер (3), который присвоен при регистрации Международным Бюро ВОИС.

Подробный разбор свидетельтсво о международной регистрации обозначения
Пример титульного листа свидетельства о международной регистрации товарного знака

На втором листе МБ ВОИС информирует правообладателей международных регистраций о действиях некоторых частных организаций, которые за вознаграждение предлагают опубликовать данные о международных знаках, делая это таким образом и в форме, позволяющих предположить, что такая публикация является необходимой частью процедуры, предусмотренной Мадридским соглашением и Протоколом. Но это совершенно не нужно и не имеет никаких законных оснований для применения указанных международных договоров.

Дело в том, что информация об опубликованных международных знаках находится в свободном доступе, что используется некоторыми компаниями, предлагающими опубликовать сведения о вновь зарегистрированных знаках в частных реестрах, не имеющих никакого отношения к процедуре Мадридской регистрации знаков.

Информирование правообладателей международных регистраций о действиях некоторых частных организаций, которые за вознаграждение предлагают опубликовать данные о международных знаках
Пример второго листа свидетельства о международной регистрации товарного знака

И наконец, на третьем листе — информация о международной регистрации:

— обозначение (1);

— номер регистрации (2);

— дата международной регистрации и дата истечения срока действия регистрации (3);

— данные о правообладателе (4);

—перечень товаров/услуг, для которых испрашивается охрана знака (5);

— данные о базовой регистрации или базовой заявке (6);

— перечень стран для международной регистрации (7);
— дата уведомления национальных ведомств о поданной международной заявке. От этой даты отсчитывается 18-ти месячный срок регистрации товарного знака (8).

— язык, выбранный для ведения делопроизводства по заявке (9).

 

международная регистрация товарного знака. Разбор свидетельства
Пример третьего листа свидетельства о международной регистрации товарного знака

Важно отметить, что свидетельство о международной регистрации — документ, подтверждающий завершение формальной экспертизы. В свидетельстве, кроме номера регистрации, который присваивает знаку МБ ВОИС, отражены данные поданной международной заявки. Документ не означает, что товарный знак зарегистрирован в заявленных на регистрацию странах.

Каждая страна принимает решение о регистрации товарного знака самостоятельно и издает соответствующие решения (предоставление правовой охраны или отказ в регистрации).

Заключение

Мадридская система представляет собой мощный инструмент для владельцев товарных знаков, стремящихся обеспечить защиту бренда на международном уровне. Позволяя подать одну заявку, система значительно упрощает и удешевляет процесс регистрации товарного знака за рубежом. Это не только способствует расширению бизнеса на новые рынки, но и предоставляет уверенность в том, что интеллектуальная собственность будет защищена в юрисдикциях участниц системы.

Тем не менее, несмотря на очевидные преимущества, следует тщательно взвешивать все аспекты прежде, чем решиться на международную регистрацию. Важно учитывать специфику национальных правовых систем, возможные возражения. Комплексный подход к планированию регистрации, включая консультации с патентными поверенными, специализирующимися на регистрации товарных знаках, может помочь максимизировать шансы на успех и избежать непредвиденных затрат.

Автор статьи: Александрова Оксана Николаевна, юрист, патентный поверенный РФ

стоимость

Стоимость услуг

  • Предварительная консультация
    бесплатно
  • Международная регистрация обозначения
    от 30 000 руб.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

контакты

Свяжитесь с нами

Мы свяжемся с вами в течение 30 минут